Цицерон

Цицерон
        (лат. Cicero) Марк Туллий, род. в 106 до н. э. в Арпине (Самний), убит в 43 до н. э. близ Формий, рим. оратор, политич. деятель и писатель. Ц. происходил из сословия всадников, довольно рано прибыл в Рим, где получил превосходное образование, особенно в риторике, философии, праве. Еще при Сулле выступал оратором в процессах с политич. подоплекой (первая сохранившаяся речь за Квинкция–81 до н. э.), затем в целях совершенствования своего образования в 79–77 до н. э. совершил поездку в Грецию (в Афинах завязал дружеские отношения с Аттиком, на Родосе учился у Молона). Его ораторские успехи расчистили ему дорогу к политич. деятельности, поэтому, несмотря на сопротивление нобилитета «новому человеку» (homo поvus), он избирался на государств, должности в возрасте, минимально разреш. для их занятия: в 75 стал квестором в Сицилии, в 69–курульным эдилом, в 66 — претором, в 63 до н. э. — консулом. Во время своего консулата Ц. добился крупнейшего политич. триумфа благодаря подавлению заговора Каталины. Якобы незаконная казнь главарей заговора впоследствии сыграла роль в судьбе самого Ц. По предложению Клодия в 58 до н. э. он был изгнан и, хотя уже через год получил возможность вернуться с почетом, его политич. влияние пострадало. В последующие годы он написал свои важнейшие труды по риторике и философии государства, с 51 принял управление пров. Киликия. В начале гражданской войны Ц. после безуспешных попыток примирения примкнул к Помпею, но придерживался умеренной политики и в 47 до н. э. был прощен Цезарем. Последующие годы вынужд. политич. бездеятельности дали Ц. возможность вплотную заняться философскими сочинениями (46–44 до н. э.). После убийства Цезаря он еще раз выступил на политич. арене и пытался восстановить прежние республиканские порядки. В качестве вождя сенатской партии в 14 филиппиках (названных в подражание речам Демосфена) Ц. энергично нападал на Антония, который после образования Второго триумвирата добился внесения Ц. в проскрипционные списки; 7. 12. 43 до н. э. Ц. был убит. Лит. наследие Ц. охватывает риторич., философские сочинения, речи и письма. Риторич. и философские сочинения Ц. изданы еще при жизни его другом Аттиком, речи — вольноотпущенником Тироном, который привел в порядок наследие Ц. и подготовил к изданию часть его корреспонденции. Из речей Ц. 57 сохранились полностью (судебные, сенатские и речи к народу), примерно столько же утрачено. В ранних речах, в которых он соперничал с Гортензием, Ц. склоняется к азианистской манере, но уже в речах против Верреса (70 до н. э.) проявляется его собств. стиль; для него характерны отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов, обильное, но не чрезмерное употребление риторич. украшений, выделение крупных, отчетливых в логич. и языковом отношении и ритмически оформл. периодов, суверенная сдержанность, применение всех видов стиля, смотря по необходимости; образцом ему служил Демосфен.
        Начиная с процесса против Верреса, Ц. считался непревзойд. мастером рим. красноречия. Он перерабатывал свои речи для изданий, кроме непосредственно судебных и политич., что способствовало распространению его славы как оратора. Из его риторич. сочинений большое значение имеют прежде всего 3 книги: «Об ораторе» (55 до н. э.), в которой Ц. рисует идеальный образ всесторонне образованного оратора-философа, «Брут» (46 до н. э.), история рим. красноречия, «Оратор» (46 до н. э.), где Ц. разрабатывает вопрос о лучшем стиле и теоретически обосновывает собств. идеал. К философским трудам Ц. обращался лишь во время вынужд. политич. бездеятельности. В ранних (56–51 до н. э.) произведениях по философии — «О государстве» (сохранилось лишь во фрагментах) и «О законах» (не завершено) Ц., являясь сторонником основополагающих философских трудов Платона, рисует картину образцового государства с наилучшим законодательством, осуществл. в рим. конституции (комбинация консулата, сената, народного собрания), одновременно идеологически обосновывает привилегии нобилитета. Политич. и личные невзгоды (победа Цезаря, преждеврем. смерть любимой дочери Туллии) подтолкнули Ц. к более интенсивным, чем прежде, философским занятиям, причем в нем созрело решение изложить на лат. яз. всю греч. философию, чтобы сделать ее доступной для своих соотечественников в Риме. Этот план осуществился в 46–44 до н. э. («О пределах Добра и Зла», «Тускуланские беседы», «О природе богов», «Об обязанностях»). Не предпринимая самостоятельных исследований, он подбирал в греч. философии теории, казавшиеся ему разумными и полезными (в особенности труды академиков Филона из Лариссы и Антиоха из Аскалона, а также стоика Посидония), и излагал их в популярной форме (диалоги). В обширной корреспонденции Ц. сохранилось 4 собрания писем, систематизированных по адресатам, благодаря которым мы можем познакомиться с его личными мыслями и чувствами. Кроме того, эти письма являются бесценным источником по обществ., политич. и культурно-историч. отношениям того времени. Однако осн. заслуга Ц. не относится к сфере политики, как это он считал сам. Не понимая историч. ситуации, Ц. стремился отстоять господство нобилитета (к нему он сам не принадлежал), угрозу которому создавали изнутри коррупция, а извне — требования популяров; отсутствие твердой позиции в борьбе за власть привело его к политич. крушению. В сравнении с этим значение Ц. в сфере языка и литры недооценивается. Благодаря своим речам, а также риторич. и философским сочинениям Ц. стал создателем классич. лаг. художеств, прозы, которая в последующие времена считалась образцовой. Его философские труды знакомили с греч. философией не только современников, но и потомков в средневековье и новое время. Глубоко убежд. в значении греч. культуры для образования человека, Ц. употреблял слово «humanitas» в смысле «образование», подразумевая, что человеком можно стать лишь благодаря образованию. Влияние Ц. было уже в античности чрезвычайно велико. Он неизменно занимал важнейшее место в том историч. наследии, которое античност ь оставила римлянам. Через 120 лет после смерти Ц. Квинтилиан положил начало «цицеронизму», в котором речи Ц. провозглашались образцом, а идеал стиля и образования настойчиво пропагандировался. Довольно скоро значение Ц. оценили первые христиане, например Лактанций, которого вследствие подражания рим. автору именовали христианским Ц. Иероним упрекал себя в том, что он являлся приверженцем Ц. («Ciceronianus»), а не Христа («Christianus»). Августин относил знакомство с цицероновским диалогом «Гортензий» (утрачен) к решающим событиям своей жизни. Петрарка, восторж. почитатель Ц., немало способствовал окончательной победе цицеронизма, так что подражание стилю Ц., которое сопутствовало изучению его произведений, стало целью гуманизма. В период неогуманизма 18 в., когда были как бы заново открыты греч. оригинальные произведения, Ц. утратил свое преимуществ, положение в области влияния античной культуры.
        
        рис. Цицерон (портрет времен ранней императорской эпохи, Флоренция).

Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. . 1989.

Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Цицерон" в других словарях:

  • ЦИЦЕРОН — (Cicero) Марк Тулий (106 43 до н.э.) рим. оратор и государственный деятель, теоретик риторики, классик лат. художественной и филос. прозы. Как философ сформировался под воздействием идей синкретической философии эллинизма, испытав влияние… …   Философская энциклопедия

  • ЦИЦЕРОН —     ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (106^43 до н. э.), римский государственный деятель, оратор и писатель, впервые сделавший латинский язык полноправным средством выражения философских идей. Не будучи оригинальным мыслителем, основателем философской …   Античная философия

  • ЦИЦЕРОН — Марк Туллий (106 43. до н. э.) «Новый человек» из Арпины, Цицерон получил образование в Риме и Афинах. Быстро стал величайшим оратором своего времени. Будучи консулом, он подавил заговор Катилины, и это было лучшее время в его политической… …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

  • ЦИЦЕРОН — Марк Туллий (106 43. до н. э.) «Новый человек» из Арпины, Цицерон получил образование в Риме и Афинах. Быстро стал величайшим оратором своего времени. Будучи консулом, он подавил заговор Катилины, и это было лучшее время в его политической… …   Список древнегреческих имен

  • Цицерон — I. Цицерон, Марк Туллий; Cicero, Marcus Tullius, 106 43 гг. до н. э., римский оратор, философ, политик. Родился в Арпине в Лациуме, происходил из зажиточной всаднической семьи. Вместе с младшим братом Квинтом (см. здесь же ниже Квинт Туллий… …   Античные писатели

  • цицерон — См …   Словарь синонимов

  • Цицерон — Цицерон. ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (106 43 до нашей эры), римский оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 судебных и политический речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Цицерон — (Marcus Tullius Cicero) Цицерон Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (106 43 до н.э.) Римский политический деятель, оратор, философ, писатель. Родом из Арпины. Образование получил в Риме и в Афинах. Довольно быстро стал величайшим оратором своего… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ЦИЦЕРОН — (Cicero) Марк Туллий (106 43 до н.э.) римский политик, философ, оратор. Римский эдил (69), претор (66), консул (63). Убит политическими противниками. Главные сочинения: ‘Тускуланские беседы’ в 5 книгах, ‘О государстве’ (54 51), ‘О законах’ (52),… …   История Философии: Энциклопедия

  • ЦИЦЕРОН — (Cicero) Марк Туллий (106 43 до н.э.) римский политик, философ, оратор. Римский эдил (69), претор (66), консул (63). Убит политическими противниками. Главные сочинения: «Тускуланские беседы» в 5 книгах, «О государстве» (54 51), «О законах» (52),… …   Новейший философский словарь

  • ЦИЦЕРОН — МАРК ТУЛЛИЙ (Marcus Tullius Cicero) (106 43 до н.э.), римский оратор и философ. МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН ЖИЗНЬ Цицерон родился в Арпине, небольшом городе примерно в 100 км к востоку от Рима, 3 января 106 до н.э., в зажиточной семье местного всадника.… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»